Славянская мифология богата разнообразными божествами, духами и существами, которых наши предки почитали, боялись и при случае старались задобрить.
В бане, которая согласно древним верованиям, являлась переходным местом из иного мира в наш, также обитал свой дух. Звали его Банник. По сути, это был дальний родственник домового. Он любил, чтобы в помещении всегда был порядок, не терпел пьяных людей и громких пустых разговоров, непочтительного отношения к традициям и банным обрядам. Помогал тем, кто его задобрит и войдет в расположение, активное участие принимал в банных обрядах и традициях. Всячески шкодил и вредил тем, кто, по его мнению, был непочтительным и грубым.
Изображался обычно в виде пухленького низенького растрепанного старичка, прикрытого только лишь прилипшими к его телу листьями от веника. Если же его разозлить, то явиться мог в страшном обличье - черным, взлохмаченным, огромным.
В более древние времена, когда во главе семьи стояла женщина, широко распространен был языческий культ богини плодородия Макоши. Она также царила в бане и являлась в образе доброй старушки, которая покровительствовала роженицам, новорожденным, помогала бабкам-повитухам и знахаркам в их нелегком труде. Вместо Банной Бабушки, с приходом патриархата, появился Банник. Он также следил за порядком в бане, выполнял те же функции, но отличался более жестким характером и суровой внешностью. Мог быть как злым, так и добрым. Все зависело от того, как к нему относились и почитали. Как и Домовой, всячески вредил бестолковым и ленивым хозяевам. Сердился, если баню строили не на «том» месте. Люди верили, что мог довести до смертельной болезни.
Обитал, согласно поверьям, под полком, поэтому под ним всегда должно было быть чисто. Мог жить и в каменке, за которой шипел и сердился, если что-то было не так, напускал угар.
Если кто-то хотел помыться или попариться, нужно обязательно спрашивать разрешения у банника. Если он не был доволен соседством, узнать это можно было по «стреляющим» камням, плохому пару и дыму в помещении. Не любит тех, кто приходит мыться после полуночи. Он на это время имеет свои виды - ждет в гости Домовых, Овинников и Водяных. Так что после полуночи хозяева в бане и не показывались.
Перед посещением парной и в помещении алкоголь не употребляли, потому что Банник не любил пьяные компании, шумных посетителей. Мудрая традиция, и, как показывает практика, благодаря ее соблюдению славяне были крепкими душой и телом, обладали отменным здоровьем.
Чтобы не разозлить «хозяина», в бане говорили тихо, громко не смеялись. Ругаться тоже нельзя было.
Когда из парной уходил последний посетитель, он должен был оставить Баннику чистую воду в лохани, мыло и хороший пар и сказать: «Спасибо, хозяин, за легкий пар и гостеприимство!».
Когда в семействе должно было состояться праздничное событие - рождение ребенка, тогда женщина с повитухой уходила в баню, предварительно вымытую, выскобленную и подготовленную для родов. Банника при этом в разных областях Руси то просили о помощи, то выгоняли (он тогда мог в отместку подменить ребенка). Ему при этом также отводилась важная роль проводника между мирами. Говорили, что в бане детям легче было рождаться, а женщинам - переносить родовой процесс. Мужчины туда не допускались. Домой женщины возвращались уже с младенцами на руках после того, как будут пройдены все обязательные обряды. Счастливый отец мог увидеть своего отпрыска где-то на 7-ой день после рождения.
Банник для русского народа - символ единения с природой, уважения к ней и почитания традиций.
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии: