Православные монастыри. Сказочное Ферапонтово.
Путешествующие по Вологодчине всегда стараются посетить один из самых красивых монастырей Руси, знаменитый росписями Дионисия. Это - Ферапонтов монастырь, уникальный памятник истории и культуры, внесенный ЮНЕСКО в 2000 г. в список Всемирного наследия.
Опубликовано: 28 мая 2018, 19:08
Путешествующие по Вологодчине всегда стараются посетить один из самых красивых монастырей Руси, знаменитый росписями Дионисия. Это - Ферапонтов монастырь, уникальный памятник истории и культуры, внесенный ЮНЕСКО в 2000 г. в список Всемирного наследия.
Средь дремучих лесов…
Ферапонтов монастырь, словно затерявшийся в лесах близ Белого озера, был основан в 1398 году монахом Ферапонтом. Он, как и прп. Кирилл Белозерский, о котором мы писали в «Лечебнике» №5, был иноком московского Симонова монастыря.
Покинув столицу, Ферапонт пришел в Белозерье с определенной целью - построить новую обитель и в уединенном месте посвятить свою жизнь молитвенному подвигу.
Первые постройки монастыря, как водится, были деревянными. Лишь при втором игумене - прп. Мартиниане - началось каменное строительство. И до наших дней сохранился древнейший архитектурный ансамбль, состоящий из 4 храмов, колокольни, казенной и трапезной палат.
Полное название обители - Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский Мартинианов монастырь.
Главный собор
Поистине жемчужиной обители считается храм в честь Рождества Богородицы. Он, кстати, был одним из первых каменных соборов на севере России. А расписывал собор известнейший иконописец той поры - Дионисий.
Но сейчас лишь счастливчикам удается увидеть фрески, созданные этим художником. Почему? Потому что сотрудники музея, под чьим «крылом» теперь находится обитель, четко соблюдают предписанные правила для сохранения бесценного сокровища. Пускают паломников в собор только маленькими группами - чтобы дыхание большого количества людей не повлияло на температурно-влажностный режим внутри собора и не привело к повреждению фресок. И пускают только тогда, когда разница температур «за бортом», т.е. на улице, и внутри собора в пределах допустимой нормы. И тот, кому посчастливилось проникнуть в собор, понимает: он попал в сказку.
В рекордные сроки
В отличие от Андрея Рублева, иконописец Дионисий не был монахом. Но он много работал в московских храмах и подмосковных монастырях, был человеком образованным, хорошо знавшим летописи.
В Ферапонтово Дионисий грудился не один - ему помогали сыновья Феодосий и Владимир. И они справились с поставленной задачей в небывало короткие сроки - расписали собор Рождества Богородицы всего за 34 дня. Такое - из разряда чудес: ведь площадь стенописи собора составила 600 квадратных метров!
Как прекрасен этот мир
Основная тема фресок Ферапонтовского храма - единство мира видимого и невидимого, мира людей и мира небесных сил бесплотных».
В куполе собора - Христос Вседержитель, под ним - архангелы и праотцы. На арках изображены святые, в парусах - евангелисты. Рядом, в сводах, евангельские сцены, а на западной стене - Страшный суд. И по периметру стен - полотенца» с орнаментами.
Сохранились росписи и на наружной западной стене, где представлены сюжеты на тему спасения человеческого рода и грядущего Царствия Небесного.
Изящество и легкость рисунка, удлиненные силуэты подчеркивают невесомость как бы «парящих» фигур. И при этом все размеры композиций Дионисия строго подчинены архитектурным членениям внутреннего убранства храма.
Цветовая палитра
Очень важно и то. что фрески сохранились в том виде, в каком они вышли из-под кисти Дионисия. Они никогда не поновлялась, т.е. не подвергалась реставрации. И потому мы с вами имеем возможность увидеть в полном объеме то, что создал Дионисий.
Фрески поражают благородством тонов — нежно- розового, золотисто-желтого, сиреневого, зеленоватого. Цвета приглушенные, но в то же время нежные и прозрачные.
Долгие годы считалось, что в качестве красителей для фресок Дионисий использовал цветные камешки и глины разных цветов, которые можно найти на берегах ближайших озер. И несметное число художников приезжало в Ферапонтово. Они искали аналогичные камешки и пытались готовить из них краски по старинным рецептам.
Но совсем недавние исследования, проведенные специалистами НИИ реставрации, доказали, что большинство красок - не местного происхождения. А приготовлены они по сложной технологии европейских мастеров.
Зигзаги истории
Если рассматривать историю развития монастыря, то были и периоды взлета, и годы упадка. Время расцвета попадает на XVI век. когда в Ферапонтово на богомолье приезжали Василий III и Елена Глинская, а позже - их сын Иван Грозный. Они щедро одаривали монастырь - деньгами, землями, различной утварью. И благодаря царским пожертвованиям обитель процветала и развивала «книжное рукоделие» - издавала духовную литературу.
В течение 400 лет это был мужской монастырь, в 1798 году его упразднили. В XIX веке обитель стала приходом Ферапонтовской волости, а с 1904-го - женским монастырем. Но в 1925 году всех насельниц изгнали. Однако здесь еще 10 лет периодически совершались богослужения - до 1935 года, когда монастырь стал частью Кирилловского краеведческого музея, а затем - музеем фресок Дионисия.
Комментарии ()