Методики обучения чтению
Опубликовано: 12 сентября 2021, 02:59
Для нас, взрослых, чтение – естественный процесс, отработанный до автоматизма. Как правило, текст воспринимается нами как некая целостная информационная структура без выделения каких-либо отдельных слогов или слов. Читая книгу, которая нам интересна, мы буквально «проглатываем» ее содержание, удерживая в голове сплетение сюжетов. У детей, которые только начинают постигать азы чтения, все происходит по-другому. Малыш, который только научился читать слоги, много сил тратит на то, чтобы прочитать одно слово. Когда же дело доходит до чтения третьего слова, зачастую смысл первого уже утерян. Чтобы представить себя на месте ребенка, можете взять книгу на неизвестном Вам иностранном языке и попытаться прочесть ее с помощью словаря. Согласитесь, что удовольствие от такого чтения весьма сомнительное.
Для того чтобы помочь ребенку быстро и эффективно научиться читать, педагоги и методисты разрабатывают и предлагают всевозможные методики обучения чтению. Зная, что все новое – хорошо забытое старое, отметим, что, в основе всех современных методик лежат уже кем-то предложенные механизмы обучению чтения, которые были авторами, модернизированы и структурированы. Давайте рассмотрим наиболее распространенные методики на сегодняшний день, а также разберемся, какой результат может быть получен при их применении.
Традиционная методика обучения ребенка чтению или фонетический метод
Возраст методики, по которой наше поколение научилось читать, составляет более пяти тысяч лет. Она наиболее древняя и наиболее распространенная во всем мире.
После изучения букв и звуков, ребенка учат сливать звуки в слоги. Как правило, этот этап самый сложный и на его осмысление уходит достаточно много времени. Читая слова таким образом, малыш быстро утомляется, поскольку смысл предыдущих слов теряется в веренице слогов из которых состоят текущие слова. Прочтя предложение до конца, ребенок не только не приобретает интерес к последующему содержанию текста, он, порой, не в состоянии понять смысл только что прочитанного выражения.
Несмотря на то, что этот метод вызывает некоторые затруднения у детей в связи с недостаточной усидчивостью и с несформированной аналитической деятельностью головного мозга, все-таки он проверен не одним поколением. Он не требует больших денежных либо временных затрат, позволяет исправить неправильное произношение у ребенка и дает неизменно положительный результат.
Метод Зайцева или складовой метод
Суть этого метода заключается в обучении чтения ребенка по слогам. Если Вы купите кубики Зайцева, то увидите, что на гранях кубика написаны все склады русского языка, а сами кубики имеют различные размеры, вес, цвет и звук. К этим кубикам прилагаются всевозможные аудиофайлы с попевками, таблицы, инструкции и руководства к пользованию, которые призваны внятно объяснить родителям малыша, как и в какой последовательности, следует обучать ребенка чтению. Используя данные слоги, дети учатся составлять слова.
Сама по себе эта идея не нова: еще Л.Н.Толстой в своей школе обучал детей читать по слогам. Зайцев же, взяв за основу эту идею, структурировал ее и добавил свои элементы, внеся лоск современности.
Этот метод, действительно, обладает рядом преимуществ по сравнению с фонетическим методом: занятия проходят в игровой форме и дети очень быстро осваивают азы чтения, причем, начиная с 2-х летнего возраста. Вместе с тем эта методика требует определенных временных и денежных затрат, а также рассчитана на обучение небольшой группы детей. При индивидуальном обучении ребенка, взрослому потребуется приложить достаточно большие усилия для того, чтобы разобраться в сути и структуре обучения, что не всегда подходит для работающих родителей.
Метод обучения целыми словами или глобальное чтение
Приверженцы этой идеи утверждают, что для обучения чтению не обязательно изучать буквы. Согласно этой методике, следует изготовить несколько сотен карточек со словами и с постоянной периодичностью показывать их ребенку, одновременно озвучивая то слово, которое написано на карточке. Когда ребенок запомнит около 100 слов, ему предлагают прочитать текст, в котором достаточно часто встречаются знакомые слова.
Считается, что этот метод чтения принадлежит Доману Глену. На самом же деле, новшество Домана заключается в том, что он предложил обучать чтению целыми словами детей с самого рождения (тем самым закладывая базу для дальнейшего успешного развития ребенка), а также заметил, что, поскольку новорожденный может различать только красный цвет, слова на карточках должны быть напечатаны ярко-красным шрифтом.
После проведения ряда тестирований было отмечено, что дети, которые обучались чтению по данному методу, часто путали слова, заменяя их схожими по значению, а с чтением новых слов, зачастую, не справлялись вообще.
На основании последних исследований, ученые пришли к выводу, что чтение может быть успешным только при знании букв.
Методика Марии Монтессори
Сначала писать (причем сразу прописными буквами), затем читать – вот основная идея данной методики. Развитие мелкой моторики помогает развитию речи, поэтому обучение чтению начинается с лепки прописных букв из пластилина с дальнейшим выкладыванием их в слоги и слова. Следующим этапом идет вырезание прописных букв из шершавой бумаги и обучение детей узнаванию букв с помощью осязания. В дальнейшем, дети учатся угадывать буквы, дотрагиваясь до них с закрытыми глазами. Далее – малыши учатся прописывать уже знакомые буквы на дощечке, а потом воспроизводят их на бумаге, проговаривая вслух то, что они пишут.
Существуют специальные книги, которые помогают закрепить навыки чтения по методу Монтессори. Одна из книг предназначена для родителей, остальные девять – для детей.
Этот метод больше подходит для групповых занятий, причем усидчивость ребенка здесь играет далеко не последнюю роль. Разнообразие материала и обучающих пособий может быть затратной как в финансовом, так и во временном плане. Зато дети, обучающиеся по методике Монтессори, достаточно быстро овладевают искусством чтения, одновременно развивая мелкую моторику, логику и аналитические навыки.
Если же Ваш ребенок уже умеет читать, но Вы никак не можете пробудить его интерес к дальнейшему самостоятельному чтению книг, то воспользуйтесь одним из следующих методов, пробуждения интереса к чтению:
- Детский психолог Искра Даунис предлагает с утра положить ребенку под подушку коротенькое письмо от сказочного героя, в котором бы сообщалось, что он хочет подружиться с малышом и в определенном месте приготовил для него подарок. С каждым днем письма должны становится длиннее и увлекательней, а ребенок будет не просто читать их, он будет с нетерпением ждать каждое письмо от своего загадочного друга. Таким образом, чтение для малыша будет ассоциироваться с удовольствием.
- Можете воспользоваться методом древнего народа, который основывается на том, что ребенку разрешается читать только как поощрение за что-либо, а при плохом поведении читать запрещено.
- Метод Кассиля заключается в том, что взрослый читает книгу ребенку, а на самом интересном месте, ссылаясь на занятость, останавливает чтение. Если хоть и с неохотой, но ребенок начинает сам читать, то Ваша задача поощрить такое поведение и помочь ребенку прочитать продолжение.
- Гуляя по городу, попросите у ребенка помощи в поисках того или иного заведения. Малыш с удовольствием примется за чтение вывесок, чувствуя свою нужность и важность.
Зная своего ребенка, Вы, несомненно, выберете нужную Вам методику обучения чтению.
Я своих детей с легкостью обучила читать традиционным методом по букварю Жуковой. Грамотно составленный букварь - безусловно, хорош и прост в использовании. Освоение букв, а, главное, слогов происходит легко, благодаря действенному принципу соединения букв, предложенному Жуковой («тянем первую букву до тех пор, пока не добежим по дорожке до второй буквы»). Многократное повторение слогов, интересные и простые тексты, а также яркие картинки - все это дает неизменно отличный результат.
С хорошими учителями учиться всегда легко и интересно. Пусть на пути Ваших детей встречаются только талантливые педагоги, а Вы всегда будете для них незыблемым авторитетом доброты, знаний и терпения!
Комментарии ()