Адаптация глазами воспитателя: правда изнутри

  • 28 июля 2018, 09:48
  • Natali
  • 0
  • 1321
  • 0
  • 0

Многие воспитатели берегут психику родителей, скрывая от них особенности периода адаптации. Наверное, это правильно… Разве что-то изменится, если воспитатель расскажет маме, как рыдает малыш до потери голоса, как он просидел весь день на одном месте – там, где она его оставила утром. Легче никому не станет, правда? Малыш может дежурить у окна в ожидании мамы полный рабочий день, не обращая на занятия, игры и развлечения.

В своей практике воспитатели стакиваются с множеством случаев, когда ребёнок никак не может принять новый уклад, он не морально, не физически не готов оторваться от мамы. Но обстоятельства вынуждают родителей отдавать ребёнка в сад, это неизбежно. Возможно, эта статья заставит кого-то задуматься, изменить своё решение, отдать ребёнка на пару месяцев позже, сделать внеплановый выходной, или прямо сегодня забрать кроху из сада на несколько часов раньше. Сразу оговорюсь – детский сад – не ад для ребёнка, его там никто не бьёт, не угнетает, просто по-настоящему комфортно и спокойно малышу бывает только с мамой и папой.

С наименьшими потерями переживают период те детки, которые способны «выплакать» проблему. Это нормальная психологическая реакция, поплакав, малыш окунается в «детсадовский быт» и успокаивается.

Адаптация глазами воспитателя: правда изнутри

Знакомьтесь, это адаптация! Очень приятно…

Плохо, если малыш явно переживает, но не выражает это эмоционально. Проблема есть, если в первые месяцы поступления в сад, начинаются следующие симптомы:

  • Ребёнок перестаёт говорить. Процесс бурного развития речи вдруг останавливается, малыш возвращается в «детство», к мимике, жестам или вовсе замыкается в себе. Может понадобится помощь специалистов.
  • Отсутствие аппетита или намеренный протест - категорический отказ от приёма пищи. Попытки накормить такого малыша приводят к рвотному рефлексу, никакие уговоры не действуют. Очень сложная ситуация, однако некоторые родители открыто заявляют: «ничего страшного, дома поест» и проблема автоматически переходит на воспитателя. Интересно, много ли взрослых людей смогут работать (а ведь в саду достаточно высока физическая активность), если их не кормить с 8 утра до 5 вечера? О каком нормальном развитии можно говорить, если малыш постоянно голоден, но помочь себе сам не в состоянии? Замечательно, когда в саду есть опытный психолог, который найдёт лазейку и сможет изменить ситуацию…
  • Ребёнок сосёт палец, уголок подушки, грызёт ногти, может вернуться к забытой пустышке. Это скрытый сигнал, но всё же наименьшая неприятность, которая может сопутствовать осложнённой адаптации.
  • Подъём температуры, расстройство стула. Немало случаев, когда нервное перенапряжение выливается в кратковременные расстройства здоровья. Вызванная с работы мать перемеривает температуру дома, она оказывается нормальной. Коварные воспитатели обманули! Но на следующий день всё повторяется. Так организм ребёнка сигнализирует о внутренней проблеме. 
  • Начинается череда болезней, которые влечёт за собой подавленное эмоциональное состояние. Матери бьются за иммунитет всеми возможными средствами, начальство требует минимальных «больничных», а ребёнок болеет практически непрерывно. Скорее всего вы слишком рано «расстались» с малышом, он не готов к таким переменам.
  • Ребёнок начинает справлять нужду «в штаны». Осознанный или нет, но это протест. Ни ругань, ни уговоры тут не помогут. Всё закончится, когда малышу станет в группе комфортно, как дома. Хуже, когда «ситуация» продолжается и набирает обороты. Это не принято обсуждать, но некоторые дети в период адаптации и «большую» и «малую» нужду справляют, где и как угодно. Недоумение родителей вызвано ещё и тем, что они «ищут виноватых» вне себя. Воспитатель не досмотрел, няня проигнорировала. Если ваш ребёнок встречает вас вечером с «сюрпризом» (так в нашем коллективе принято называть испачканные за день штанишки), а Вы уже и не помните, когда последний раз такое случалось – поздравляем!

Это она – адаптация.

Некоторые детки, сравнительно легко переносят «рабочий день», но приходящих родителей, вместо радостной встречи ожидает грандиозная истерика, эмоциональный взрыв даже с элементами «рукоприкладства». Это тоже реакция малыша на перемены, как может, так и избавляется от негативных эмоций. Это нужно пережить, но истерики не должны стать постоянным ритуалом.

Адаптация глазами воспитателя: правда изнутри

Дайте им уверенность

Хорошо, когда ребёнок твёрдо уверен, что за ним придут. Не все родители чётко объясняют детям, что происходит, перекладывая эти заботы на педагога. Вам ребёнок привык доверять. Ему нужно знать, что мама обязательно вернётся. Объяснять это за минуту до ухода бесполезно. Такие разговоры должны проходить дома, по дороге в сад, где угодно, но не в момент детских истерик при расставании. 

То, что достаётся на долю воспитателя не каждый взрослый человек может пережить без эмоциональных потерь. Многие картины остаются перед глазами на всю жизнь и всплывают от случая к случаю. Если бы функцию эмпатии можно было отключать на период привыкания детей к детскому саду, то большинство педагогов этим бы воспользовались. 

Маленькие человечки мудры и изобретательны в период адаптации, они несут в сад свои игрушки, вещи из домашнего обихода, одежду родителей, платочки с запахом маминых духов. Вспоминается мальчик, который соглашался идти в сад только с настольной лампой. Другой маленький персонаж носил из дому папину лопатку для обуви и мамину туш для ресниц. Кусочек «дома» очень спасает малыша, когда ему особенно грустно. Придумайте свой ритуал, свой секретный договор, который будет выполнятся чётко и станет залогом того, что ваш ребёнок примет необходимость побыть без мамы, не плакать, поиграть, пока вы не вернётесь. 

Другие статьи по теме

Комментарии:

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.