Как объяснить дошкольнику правила безопасности?

Опубликовано: 11 сентября 2021, 08:01

Оказывается, так непросто писать о правилах безопасности для малышей, будучи лишь крёстной мамой и видя двух своих сыночков не ежедневно, а несколько раз в месяц. Задумалась: а что нового и действенного я могу им предложить?

Однажды я стала свидетелем общения подруги с сыном. Мальчику на тот момент было пять лет. Он приставал к маме с вопросом: что такое время? Мама растерялась, пыталась объяснить сыну, что это пространство, мгновение, в котором мы находимся или которое уже прошло. Ребёнок задавал множество встречных вопросов, но сути не понимал: ему сразу же становилось интересно, что же такое пространство, мгновение - и так до бесконечности! Мама зашла в тупик. Малыш подошёл ко мне и, зная, что я учитель (в его понимании школа и учителя – самые умные), спросил: «А ты-то знаешь, что это такое?» И в голову мне пришёл самый простой ответ: время - это то, что показывают часики! Ребятёнок аж засиял! Вывод: не надо копать глубоко, всё правильное и очевидное лежит на поверхности.

По моему мнению, самым доступным, интересным и запоминающимся для ребёнка дошкольного возраста способом объяснения будет рисунок. И не просто рисунок, а изображение, в создании которого малыш принимал активное участие! Таким образом, мы сможем и рассказать ляльке об основных правилах безопасного поведения на улице/в доме/у водоёма, и привлечь его к полезному рисованию, не наскучив и не загубив интерес к познанию.

Для начала родителю нужно определить тему беседы. К примеру, это будут правила поведения в квартире. Если вы хорошо рисуете, можете нарисовать шаблоны и вместе с малышом разукрасить их, если нет – интернет вам в помощь! Зададим в поисковике запрос, и он выдаст нам рисунки в огромном количестве, их останется только распечатать, взять краски, карандаши или фломастеры - и развлекаться! Ещё один интересный вариант: вы подыскиваете картинки в журналах на нужную тему, вырезаете их и составляете с малышом коллаж, проигрываете ситуацию, наклеиваете изображения, объясняете правила.

Как объяснить дошкольнику правила безопасности?

Давайте конкретизируем. Нужно объяснить малышу, что играть с газовой плитой нельзя. Рисуем плиту, кухню, маму, малыша, его любимую игрушку - всё поэтапно. Нарисовали кухню – разукрасили, спрашивая малыша, какого цвета у вас шкафчики, шторы, обои, плита. Далее задаем вопрос: что опасного в плите? Объясняем, что на плите есть огонь, он опасен, если с ним неправильно обращаться. При помощи коллажа можно показать, как начинается пожар, как он охватывает всю комнату: накладываем вырезанную картинку пылающего огня на рисунок кухни, на шторки и т.д. Объясняем, что если малыш будет крутить ручки плиты или баловаться со спичками, всё красивое и нужное, что есть на кухне и в квартире, превратится в чёрные угольки. По этому же принципу можно продемонстрировать, что, уходя из дома, нужно помогать маме гасить свет (а мама параллельно выключает из розеток утюг или иные электроприборы), иначе в доме что-то может загореться в отсутствие взрослых.

Точно так можно объяснить, почему нельзя играть с розетками. Рисуем или делаем коллаж части комнаты с розеткой. Затем рассказываем, для чего она: чтобы взрослые могли включать в неё электроприборы, чтобы малыш мог смотреть мультики, слушать песенки. И объясняем, что если малыш будет лезть в розетку пальчиками, он получит ожог, ему будет больно. Для наглядности можно обвести на бумаге ладошку малыша и красным цветом на пальчиках нарисовать ожоги, рассказать, как это может быть больно. Аналогично показываем, как опасно трогать горячие предметы – утюг, кастрюлю на плите…

О правилах поведения у проезжей части дороги можно наглядно рассказать на улице или при помощи рисунков/коллажей. Нарисуем «зебру», дорогу, машины и светофор. Объясним, что переходить дорогу нужно только со взрослыми. Карандашами раскрасим цвета светофора, объясняя, что означает каждый цвет.

О том, что нельзя открывать дверь в квартиру незнакомым людям, ребенку также можно рассказать картинками. Нужно нарисовать или подобрать коллаж квартиры с входной дверью. С одной стороны нашего рисунка за дверью в квартире стоит малыш, а с другой стороны за дверью изображаем злого «дядю-вора» или человека в маске. Проиграть такую ситуацию можно и в ролевой игре с куклами или мягкими игрушками.

Эффективной будет игра «Выбери правильную картинку». В помощь родителям пойдут приобретённые в книжном магазине плакаты или специальные игры, в которых нужно выбирать правильный и безопасный вариант поведения. Яркие, интересные и весёлые картинки останутся в памяти малыша надолго. Ведь детки дошкольного возраста в большинстве своём – визуалы и кинестетики, в познании мира они полагаются на зрительные ощущения и познают мир с помощью прикосновений, движений. У них  бурная и живая фантазия, позволяющая запомнить и мысленно дорисовать правильно поданную информацию.

Если мы вернемся от практики к теории, то, мне кажется, лучше всего научить ребёнка основам безопасности личным примером и расширением круга знаний ребёнка об окружающем мире. Наша задача состоит в том, чтобы полученные знания ребенок научился применять в быту. Объясняя, что электроприборы – не игрушки, можно и нужно позволить малышу в вашем присутствии включать их и наблюдать за их работой. Ведь дошкольники – народ нетерпеливый и очень часто совершенно не способный на ожидание: они живут настоящим, а не обещаниями, что «вот подрастёшь, тогда попробуешь».

Специалисты по детскому развитию также рекомендуют следовать тактике, исключающей запреты, дабы не программировать ребёнка на неудачу и позволить ему принимать социально правильные решения самостоятельно. К примеру, если малыш идёт по бордюру, родители часто говорят ему: «Упадёшь!», тем самым невольно программируя ребёнка на неудачу. Детские психологи рекомендуют в таком случае говорить: «Не упади!», показывая доверие к поступку малыша. Другим примером может служить известное всем правило безопасности: не разговаривать и не уходить с незнакомыми людьми, даже если они обращаются к тебе по имени и от имени твоих родителей! У ребенка возникает противоречие: ведь на его глазах мы, взрослые, ежедневно общаемся с чужими совершенно незнакомыми «дядями» и «тётями», почему же ему нельзя? В такой ситуации было бы разумно приучить малыша постоянно быть на виду у родных взрослых и оповещать нас, даже если они уходят на кухню или помыть ручки. Для большинства детей это нормально, и они очень быстро привыкают к такому порядку, поскольку в дошкольном возрасте сами активно интересуются местонахождением мамы или папы. В этой ситуации поможет и правило спрашивать разрешения у родственника, прежде чем куда-то пойти или что-то взять. Малыш должен знать, что принимать сладости и подарки можно только от родственников! Зная такие правила, дети будут менее уязвимыми и более защищёнными.

В качестве вывода хочется озвучить известную всем родителям истину: главное - доверие! Доверяя родным и имея привычку советоваться и говорить о своих действиях, ребенок неосознанно позволяет нам, взрослым, контролировать и корректировать ситуации в его жизни.

Расскажите об Умелице всем!

ТЭГИ

Добавить комментарий

Комментарии ()