Работаем с постановкой звуков у ребенка (часть 2)
В прошлой статье мы разобрали постановку таких звуков как «Р», «Л», «Ш», «Ж», а также их закрепление с помощью автоматизации звука. Напомним, что автоматизация звука направлена на закрепление уже поставленного звука, и вводить ее нужно тогда, когда ребенок может четко произносить нужный звук изолированно от других звуков.
Опубликовано: 03 сентября 2021, 00:34
В прошлой статье мы разобрали постановку таких звуков как «Р», «Л», «Ш», «Ж», а также их закрепление с помощью автоматизации звука. Напомним, что автоматизация звука направлена на закрепление уже поставленного звука, и вводить ее нужно тогда, когда ребенок может четко произносить нужный звук изолированно от других звуков. Также важно соблюдать последовательность: сначала ребенок учится выговаривать нужный звук в слогах, затем в словах, после в предложениях. Выполняя данные рекомендации, Вы поможете малышу сформировать навык правильного произношения нужного звука.
В продолжение темы, хотелось бы чуть подробней остановиться на таких звуках как «С», «З», «Ц» и «Ч».
Постановка звука «С»
Проблема с произношением свистящих звуков у детей встречаются довольно часто. При проблеме с произношением звука «С» нарушения могут быть различного характера:
- В речи ребенка отсутствует звук «С» как таковой. Например, вместо слова рост ребенок произносит слово рот, вместо слова стройка произносит тройка. Тут на лицо не просто некрасивое произношение, а еще и искажение смысловой нагрузки.
- Ребенок заменяет звук «С» на другой – «Ф», «Т», «Ш»… Этот вид нарушений является самым распространенным.
- Ребенок произносит звук «С» искаженно.
Прежде чем приступать к постановке звука «С», необходимо заняться с ребенком артикуляционной гимнастикой.
Обратите внимание, что данная артикуляционная гимнастика используется при нарушении произношения свистящих и шипящих звуков. Поэтому дети, которые не выговаривают звуки «С», «З», «Ц», и «Ч» могут с успехом применять данные упражнения.
- Ребенок, улыбаясь открытым ртом, кладет на нижнюю губу широкий передний край язычка (не стоит высовывать язык слишком далеко, он должен накрыть нижнюю губу, но не более). В таком положении его следует удерживать под счет до 10 раз, но не менее пяти. Обратите внимание малыша, что боковые края язычка касаются уголков рта. Следите за тем, чтобы ребенок выполнял упражнение расслабленно, не растягивал губы в широкую улыбку и не напрягал губы. Цель это упражнения научить ребенка удерживать язычок в спокойном положении.
- Положите на стол перед ребенком ватный мяч и поставьте два кубика. Попросите малыша вытянуть вперед губы трубочкой и дуть на «шар» таким образом, чтобы загнать его между двумя кубиками. Важно научиться вырабатывать длительную струю воздуха, поэтому старайтесь, чтобы ребенок загнал шарик на одном вдохе.
- Ребенок, приоткрыв рот, кладет язык на нижнюю губу и, слегка пошлепывая губами, произносит «пя-пя-пя…». Упражнение делается на счет до пяти - десяти раз. Следите за тем, чтобы рот ребенка оставался открытым, мышцы языка расслаблены, широкие края языка касались уголков рта, а ребенок на одном выдохе сделал как можно больше похлопываний.
Постановка звука «С»:
- Если у ребенка отсутствует звук «С», то можете попытаться поставить этот звук методом подражания. Сядьте с ребенком перед зеркалом, покажите ему точную артикуляцию звука «С» и попросите повторить (открываем рот, слегка улыбаемся, распластываем язык, упираемся напряженным кончиком языка в нижние резцы, пропускаем «ветерок» и получаем звук «С»). У детей хорошо развито зрительное восприятие и, возможно, Вам удастся поставить звук «С» этим методом.
- Достаточно хорошо себя зарекомендовал метод постановки звука от других звуков. Попросите ребенка вспомнить упражнение, в котором он задувал мячик «в ворота», далее пусть он произнесет про себя звук «И» и, не изменяя артикуляции, подует на воображаемый мячик. В результате должен слышаться звук «С».
- Механический метод предлагает следующее. Возьмите узкий тупой предмет (спичка, палочка и т.д.), положите его на распластанный язык посередине (при этом язык должен упираться в нижние резцы), попросите малыша прикусить палочку и плавно выдохнуть воздух. При этом слышится звук «С». Проведя отработку данного приема, переходите к проработке данного звука без палочки.
После того, как звук «С» будет поставлен, начинайте его закрепление с помощью автоматизации звука. Сначала проработайте данный звук в слогах:
Са-са-са – в магазине колбаса.
Ос-ос-ос – прилетело много ос.
Сы-сы-сы - дед Иван побрил усы.
Далее переходите к отработке звука «С» в словах (в начале слова, в середине и в конце): сок, солома, селедка, кастрюля, постель, кисель, лось, кросс, мусс, квас…
Затем отрабатывайте данный звук в предложениях. Солнце светит сильно ярко…
Короткие и веселые скороговорки будут хорошим подспорьем в закреплении правильного произношения.
Суп из миски ела киса. Пуста миска, сыта киска. |
Слоны смирны, слоны сильны Слоны спокойны и умны. |
Постановка звука «З»
Постановку звука «З» начинают только после того, как ребенок научится хорошо произносить звук «С» как изолированно, так и в предложениях. По положению органов артикуляции эти звуки похожи между собой с той разницей, что звук «З» является звонким и при его произношении появляется голос.
Постановка звука «З».
- Данный звук достаточно легко ставится от звука «С». Попросите ребенка произнести звук «С», добавив голос. Звук можно контролировать с помощью слуха, а также при помощи тактильно-вибрационного контроля. Ребенок прикладывает тыльную сторону ладони к гортани и, при «включении» звука слышит вибрацию, которая пропадает при его «выключении».
Закрепление звука «З», проводят аналогично остальным звукам.
Закрепляем данный звук в слогах:
За-за-за – в огороде стрекоза.
Зу-зу-зу – забери свою козу.
Аз-аз-аз – расскажу тебе рассказ.
Далее активно закрепляем звук «З» в словах: замок, золото, зебра, мозаика, язык, воз…
И потом – в предложениях: У Зои зеленый зонт...
Зябко заюшке зимой - Заберем его домой. |
Не забудьте незабудки. |
Постановка звука «Ц»
- Звук «Ц» образуется в результате слияния звуков «Т» и «С». Попросите ребенка быстро произносить словосочетание «ТС». В результате получится звук «Ц».
Закрепляем полученный звук путем многократного повторения слогов с данным звуком:
Ца-ца-ца – сын берет пример с отца.
Цы-цы-цы – цыган взял себе щипцы.
Ец-ец-ец – какой Миша молодец!
Постепенно переходите к чтению слов: цапля, цирк, ацетон, расцвет, боец, венец …
И, наконец, отрабатывайте данный звук в предложениях и скороговорках.
Царь Иван с женой царицей Завели себе жар-птицу. |
Из колодца две девицы Носят ведрами водицу. |
Постановка звука «Ч»
Перед тем как начать ставить звук «Ч» следует выполнить артикуляционную гимнастику. Данные упражнения представлены чуть выше в данной статье.
Постановка звука «Ч»
- Попросите ребенка произнести в быстром темпе сочетание «ть-ть-ть…». При этом кончик языка должен касаться основания верхних резцов. Продолжая произносить данное сочетание, следует постепенно отводить язык назад, прикасаясь к верхним альвеолам. Губы же растягиваются в улыбке. В результате этого упражнения должен получиться четкий звук «Ч».
- Губы ребенка растянуты в широкой улыбке. Попросите его произнести сочетание звуков «ТЬ» и «ШЬ» - тьшь. Далее ребенок продолжает произносить это сочетание, постепенно наращивая темп. В результате таких упражнений должен получиться звук «Ч».
Закрепление звука начинаем с произношения слогов:
Ча-ча-ча – не ругайтесь сгоряча.
Яч-яч-яч – у меня есть синий мяч.
Чо-чо-чо – наше солнце горячо.
Далее осуществляйте отработку звука «Ч» в словах: часы, чудо, Чебурашка, человек, участок, кочка, луч, обруч....
После можете заняться отработкой данного звука в предложениях: Начальник Чернов часто чертит чертеж чернилами.
В помощь заботливым родителям существует множество скороговорок:
Черепаха, не скучая, Час сидит за чашкой чая. |
Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме. |
Нашим детям предстоит обучиться еще многим навыкам успешного общения. Сейчас они только начинают свой путь, как губка, впитывая в себя энергетику и поведение окружающего мира. Четкое произношение – первая ступенька к грамотной речи в целом! Занимайтесь со своими детьми, много читайте и ведите с ними диалоги. Учитесь слушать и слышать своих детей. Грамотность шлифуется изо дня в день, помните об этом и не опускайте рук, если у Вас что-то не получается!
Комментарии ()