В прошлой статье мы разобрали постановку таких звуков как «Р», «Л», «Ш», «Ж», а также их закрепление с помощью автоматизации звука. Напомним, что автоматизация звука направлена на закрепление уже поставленного звука, и вводить ее нужно тогда, когда ребенок может четко произносить нужный звук изолированно от других звуков. Также важно соблюдать последовательность: сначала ребенок учится выговаривать нужный звук в слогах, затем в словах, после в предложениях. Выполняя данные рекомендации, Вы поможете малышу сформировать навык правильного произношения нужного звука.
В продолжение темы, хотелось бы чуть подробней остановиться на таких звуках как «С», «З», «Ц» и «Ч».
Проблема с произношением свистящих звуков у детей встречаются довольно часто. При проблеме с произношением звука «С» нарушения могут быть различного характера:
Прежде чем приступать к постановке звука «С», необходимо заняться с ребенком артикуляционной гимнастикой.
Обратите внимание, что данная артикуляционная гимнастика используется при нарушении произношения свистящих и шипящих звуков. Поэтому дети, которые не выговаривают звуки «С», «З», «Ц», и «Ч» могут с успехом применять данные упражнения.
Постановка звука «С»:
После того, как звук «С» будет поставлен, начинайте его закрепление с помощью автоматизации звука. Сначала проработайте данный звук в слогах:
Са-са-са – в магазине колбаса.
Ос-ос-ос – прилетело много ос.
Сы-сы-сы - дед Иван побрил усы.
Далее переходите к отработке звука «С» в словах (в начале слова, в середине и в конце): сок, солома, селедка, кастрюля, постель, кисель, лось, кросс, мусс, квас…
Затем отрабатывайте данный звук в предложениях. Солнце светит сильно ярко…
Короткие и веселые скороговорки будут хорошим подспорьем в закреплении правильного произношения.
Суп из миски ела киса. Пуста миска, сыта киска. |
Слоны смирны, слоны сильны Слоны спокойны и умны. |
Постановку звука «З» начинают только после того, как ребенок научится хорошо произносить звук «С» как изолированно, так и в предложениях. По положению органов артикуляции эти звуки похожи между собой с той разницей, что звук «З» является звонким и при его произношении появляется голос.
Постановка звука «З».
Закрепление звука «З», проводят аналогично остальным звукам.
Закрепляем данный звук в слогах:
За-за-за – в огороде стрекоза.
Зу-зу-зу – забери свою козу.
Аз-аз-аз – расскажу тебе рассказ.
Далее активно закрепляем звук «З» в словах: замок, золото, зебра, мозаика, язык, воз…
И потом – в предложениях: У Зои зеленый зонт...
Зябко заюшке зимой - Заберем его домой. |
Не забудьте незабудки. |
Закрепляем полученный звук путем многократного повторения слогов с данным звуком:
Ца-ца-ца – сын берет пример с отца.
Цы-цы-цы – цыган взял себе щипцы.
Ец-ец-ец – какой Миша молодец!
Постепенно переходите к чтению слов: цапля, цирк, ацетон, расцвет, боец, венец …
И, наконец, отрабатывайте данный звук в предложениях и скороговорках.
Царь Иван с женой царицей Завели себе жар-птицу. |
Из колодца две девицы Носят ведрами водицу. |
Перед тем как начать ставить звук «Ч» следует выполнить артикуляционную гимнастику. Данные упражнения представлены чуть выше в данной статье.
Постановка звука «Ч»
Закрепление звука начинаем с произношения слогов:
Ча-ча-ча – не ругайтесь сгоряча.
Яч-яч-яч – у меня есть синий мяч.
Чо-чо-чо – наше солнце горячо.
Далее осуществляйте отработку звука «Ч» в словах: часы, чудо, Чебурашка, человек, участок, кочка, луч, обруч....
После можете заняться отработкой данного звука в предложениях: Начальник Чернов часто чертит чертеж чернилами.
В помощь заботливым родителям существует множество скороговорок:
Черепаха, не скучая, Час сидит за чашкой чая. |
Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме. |
Нашим детям предстоит обучиться еще многим навыкам успешного общения. Сейчас они только начинают свой путь, как губка, впитывая в себя энергетику и поведение окружающего мира. Четкое произношение – первая ступенька к грамотной речи в целом! Занимайтесь со своими детьми, много читайте и ведите с ними диалоги. Учитесь слушать и слышать своих детей. Грамотность шлифуется изо дня в день, помните об этом и не опускайте рук, если у Вас что-то не получается!
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии: